?

Log in

No account? Create an account

Previous Entry | Next Entry



                                                  Верещагин Михаил

                                                  Алексеевич

 

 

 

 

 

             ФЛОРЕНТИЙСКАЯ МОЗАИКА

                     своими руками

 

 

 

 

   КНИГА НАПИСАНА  НА ОСНОВЕ ОПЫТА АВТОРА

 

 

 

 

 

 

 

                               

 

 

   МОСКВА

 

                                           2009 г.



      ВВЕДЕНИЕ  В ТЕМУ

 

     ОБЩЕЕ.

 

      Человек, занятый работой, семьей, на какое-то время все равно остается свободным и тогда он ищет занятия сугубо для себя- «для души», что делает его жизнь более насыщенной и интересной.
      Иногда эти занятия связаны с бытом, домашним хозяйством: машина, дача, интерьер квартиры - дома. Или - рыбалка, походы за лесными дарами: грибы, ягоды, воскресные поездки по интересным местам и более длительные путешествия во время отпуска.

      Есть племя людей, занимающихся более отвлеченными делами, под именем « хобби». Их можно разделить на две группы: собирающих и рукодельных. К первой относится многочисленная рать собирателей- коллекционеров.
      Традиционно коллекционируют: марки, значки, монеты, носители музыки, макеты техники, например автомобилей, предметы быта: бутылки, кружки и еще много чего.

      Дорогостоящее коллекционирование: живопись, фарфор, ювелирные изделия, предметы старины, требующее консультаций специалистов, участия в аукционных торгах и больших денег - не про нас.

       Существует «хобби», в котором одни любители занимаются собиранием- коллекционированием, а некоторые из них - ещё  и обработкой собранного, созданием рукотворных изделий. К такому виду занятий относится работа с минералами- цветными камнями.
     В Москве, Свердловске, Киеве есть объединения любителей камня. Московское организационно входит в минералогическую секцию Российского общества естествоиспытателей природы, основанного  в первой половине 19-го века.
      
Работа членов общества любителей камня: коллекционирование образцов цветных камней, друз, кристаллов, поездки по месторождениям; обработка- раскрытие камня: разрезка, шлифовка, полировка, изготовление декоративных изделий- украшений, предметов интерьера; участие в еженедельных консультативных занятиях и ежегодных  выставках «Удивительное в камне».

       ПРЕДМЕТНОЕ.

      Несмотря на любимую творческую работу конструктора, меня всегда влекло заняться чем-то неизведанным, что-то делать руками. Многие  годы посвятил собиранию и обработке цветных камней.
      Это прекрасное занятие для снятия напряжения повседневности и залечивания душевных и физических разладов в себе.

      Автор является многолетним членом Московского общества любителей камня.

       Цель этой книги: рассказать подробно об одном виде работы с цветным камнем - создании флорентийской мозаики. Пособие написано на основе собственного опыта, оформлено и иллюстрировано авторскими работами.

       Мозаика - картина из камня, стекла, дерева, каких-либо других материалов. Из минеральных материалов: природного камня и специально произведенного цветного стекла-смальты распространены два вида мозаики - римская и флорентийская. Не вдаваясь в историю возникновения этих техник, кратко поясню разницу между ними.

      Римская набирается, чаще всего, из смальты: небольших кусочков разного цвета и тона правильной, или не очень, формы (квадрат, прямоугольник и др.), одного или нескольких размеров.

      Флорентийская – из природного цветного камня, размеры и конфигурация частей соподчиняются с изображением и текстурой-рисунком самого камня. Часто картина флорентийской мозаики  получает третье измерение – глубину, например «водоросли» в моховом агате.
      Благодаря такому сочетанию  мозаичная картина необычайно выразительна и поэтична.   Работа над нею требует от мастера большого терпения, любви и художественного чутья.

      Флорентийская мозаика - соединение произведения природы с трудолюбием и душевным подъемом создателя картины.
       Картина из камня долговечна. Это объясняется тем, что материал-цветной камень - прожил жизнь, соизмеримую с существованием земли и все процессы его трансформации закончились в доисторические времена. При производстве же мозаики камень не претерпевает изменения своей структуры и будучи только лишь разрезан и отполирован, являет взору своё древнее прекрасное естество.

      Это пособие не ставит задачу  воспитания мастера, оно предназначено  для человека, который в свободное время желает сделать своими руками что-либо, выходящее за видимую повседневность. При овладении навыками обработки камня и изготовления  мозаики от вас потребуется системность и некоторая настойчивость. Созерцание созданного вами небольшой зеркально отполированной плакетки, с совместным рисунком человека и  природы, доставит не только эстетическое наслаждение, но и неожиданную гордость: «я сделал».

      Описание по овладению навыками обработки камня и созданию мозаичной картинки будет перемежаться экскурсом в практические действия автора в той или иной стадии. При изложении технологии в отдельных случаях будет обращено внимание на мелкие частности, которые не являются очевидными и усваивались автором в процессе работы постепенно.  Эти «мелочи» делают работу более продуктивной, гигиеничной и безопасной. При описании станков и инструмента, находящихся в моем распоряжении, будут даны рекомендации в соответствии с сегодняшним днём.

 

         ПОЧЕМУ ФЛОРЕНТИЙСКАЯ

      Мои хобби-занятия чаще всего носили активный характер: создание вещи  своими руками.

      В 1970-е годы я занимался живописью и маркетри. Напомню: маркетри - мозаичная картина из фанерного шпона различных пород дерева. В то время мне приходилось посещать художественные салоны для приобретения материалов для живописи, знакомства с выставленными маркетри с целью поиска новых технологических приемов, композиций. Смотрел краски- кисти, висящие маркетри, но проходил мимо витрин с мелкой пластикой и ювелиркой. Но однажды!
      В одной из витрин моё внимание привлекли небольшие картонные коробочки с чем-то, неизвестным мне ранее. В коробочках лежали разноцветные кусочки. Читаю: лиственит, амазонит, лазурит, яшма, сердолик и прочее. Не особенно ещё понимая природу увиденного, в голове мысль: «Вот бы из чего сделать мозаик
       К тому времени, являясь опытным конструктором и считая себя образованным человеком, я, необъяснимо, ничего не знал о цветных камнях.
      Активно знакомясь с литературой о минералах, понял, что  «столица» цветного камня – Свердловск, и в очередной отпуск отправился туда. Устроившись  в полупустом «Урале» (тогда Свердловск считался полузакрытым городом), пошел в Минералогический музей. Там узнал, что в Свердловске есть общество любителей камня, и получил координаты председателя Кирсанова. Он меня любезно выслушал и свел с любителем, опытным обработчиком камня Леонидом Кондрусиком. Леонид, сознательно не замечая во мне «чайника», щедро поделился приемами обработки камня, изготовлением из него декоративных предметов и, что самое главное, подробно рассказал, как сделать мозаичную картину в домашних условиях. Показал необходимые станки, инструменты и объяснил всю технологическую цепочку. Во время разговора с мастером, по мере того как он показывал свои изделия и инструментарий, мною овладевали грустные сомнения: «Нет, видимо это не для меня. Где я найду станки»? А когда Леонид сказал, что мозаику «Данила-мастер» полдня отделывал на большой планшайбе в 42-м училище (художественное в Свердловске) и «извел на неё полведра абразива», я совсем пал духом. Но в то же время в голове крутилась мысль: «Зачем мне такая большая мозаика, буду делать небольшого размера; абразивы – знаю, где взять; конструкцию станков разработаю такой, чтобы большинство узлов смог выполнить сам; алмазные пилы - в Киеве, на Крещатике есть магазин алмазного инструмента».

Сомнения отступали и я снова с интересом вникал в неторопливый говор с армянским акцентом.До сих пор удивляюсь: какая интуиция вывела меня на настоящего мастера? Именно мастера! Спустя несколько лет я открываю журнал «Огонек»: на развороте вижу смутно знакомые изделия из камня и надпись «работы свердловского термиста Кондрусика Леонида».

      Тогда же из Свердловска я привез набор цветных камней. Рассказ о том, где и как я их добыл, опускаю.
      В Москве разыскал общество любителей камня, о существовании которого узнал в Свердловске, и оформился в него.
      Из консультаций с «поделочниками» (так называются каменщики, занимающиеся изготовлением чего-либо из камня в домашних условиях) подтвердилось, что станки и приспособления придется изготовить самому.

 

 

 




Latest Month

July 2017
S M T W T F S
      1
2345678
9101112131415
16171819202122
23242526272829
3031     

Tags

Powered by LiveJournal.com